СОО ОО                                         "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ"

Тел.: (4812) 56-13-07

E-mail: smolensk_voa@mail.ru

  • автодром
  • скидки
  • для тех кто занят
  • экзамен
  • широкий выбор
  • мото
  • обучение

Новости

Психология экзамена.

20 июля 2012г.

  Психология экзамена.

   Когда на дворе наступает июль, среди народонаселения заводится  совершенно новый класс, совершенно новая группа мрачных и озабоченных людей, они называются абитуриентами. Это люди, у которых на полном серьезе, решается судьба, судьбу эту решает таинственный, загадочный, сакральный акт, который называется ЭКЗАМЕН.

   «Конечно же, экзамены бываю не только у абитуриентов, а у студентов, а также у всех тех, кто обучается в каких-либо учебных заведениях.

 Мы тоже школа, пусть и автомобильная, у нас тоже есть экзамены и не одни, и не менее важные, и  наиболее волнительные.

   Контингент учащихся в нашей автошколе очень разный, и есть конечно же, и студенты и абитуриенты. И мы надеемся, что эта статья поможет Вам достойно справиться с таким этапом Вашей жизни, как экзамен.»

О психологии экзамена мы сегодня попытаемся поговорить.

Как пережить экзамен, как правильно подготовится к нему?

 «Ученье свет, а не ученье – чуть свет и на работу».

   И поэтому возникают бесчисленные  списки самых популярных способов готовиться к экзамену. Примерно все они сводятся к следующему: в ночь перед экзаменом высунуться из форточки и во весь голос прокричать: «халява приди!!!», подкладывание монет под пятку. Только учтите, что многие так выпадают из форточек, а монеты лихо стирают ноги в кровь. Юбку надеть как можно короче, а декольте поглубже, учтите, подходит только для девушек. Перед экзаменом нужно наделать кучу шпаргалок, распихать их в разные места, и виртуозно их использовать, но учтите, существуют виртуозы преподаватели, которые по движением глаз, по микромимике очень точно улавливают наличие у вас шпаргалки, более того, где она находится. И ситуация становится непредсказуемой.

Существует бессчетное множество хитроумных способов. А самый не популярный способ – это выучить. Этот способ никогда не был в моде.

   Чего мы боимся перед экзаменом?

   Корнем нашего страха являются мелочные надежды (надежда на халяву, надежда на помощь соседей, надежда на снисходительность преподавателя, надежда на шпаргалку, надежда на подсказку и т.д. и т.п.). Очень помогает последовательное, четкое и внятное отсечение всех этих надежд. Очень помогает, когда мы перестаем безоглядно полагаться на что-то сугубо суеверное, строить расчеты, питать надежды и т.д. И когда Вы четко понимаете, что никто и ничто Вам не поможет, что никаких мало-мальских значимых знаний у Вас нет и никто, кроме Вас не сможет заполнить этот пробел. Вот тогда, в этом пробеле, лишенном этих суетливых, бегающих надежд, можно располагать знанием.

    Рассмотрим такой способ, как шпаргалка.

Суть шпаргалки: «если я написал, у меня появляется страшная надежда на шпаргалку».

Хотя, есть люди с разными механизмами запоминания: «написал – запомнил». Тогда такой механизм срабатывает. У других – выветривается.

Большинству людей помогает проговаривание материала вслух.

Самый лучший способ подготовки – это объяснение материала, тому, кто тоже готовится к экзамену. Как только человек проговаривает, он начинает раскладывать материал по полочкам.

У некоторых, это эффективнее получается при  помощи шпаргалок.

Но, как правило, это у 25-30% людей, поэтому прежде чем это делать нужно понять к какому типу людей Вы относитесь: к «говорящим» или к «пишущим».

      Спасительный принцип во времена экзамена - преподаватель тоже человек. Поскольку экзамен, это некая форма борьбы с экзаменатором, правда, не преследующая цели уничтожения, как морального, так и физического.

1. Так вот, преподаватель, на самом деле, терпеть не может когда Вы у него спрашиваете разрешения с какого вопроса начать, потому, что в этом вопросе содержится утверждение, что Вы не знаете одного из вопросов. Поэтому, никогда не спрашивайте с какого вопроса начать, это не имеет никакого значения, а начинайте с того, который знаете. Старайтесь рассказывать как можно уверенней, как можно подробно, не демонстрируйте не знание. В первую очередь – не демонстрируйте его словами.

2. Никогда не говорите преподавателю слов типа, « это элементарно, ну, это ,слава Богу, легко». Он терпеть не может думать о том, что в его науке есть что-то элементарное, или предельно простое, или легкое. И начинает моментально доказывать, что-нибудь обратное.

По сему поводу, вот эти слова, как и вопросы об очередности билета, категорически запрещены.

Техники подготовки к экзамену:

-  Слуховое восприятие – брать диктофон и отвечать на билет.

-  Прием «3,4,5» : разделить время до экзамена на три равных этапа (например, на три недели, на три части по 10 дней). 1 этап – надо пройти весь объем требуемого материала на «троечку», 2 этап – на «четверочку», 3 этап – отшлифовать знания, то, что стало знакомым, на «пятерку».

 - Этот же самый прием, но стороны материала: для этого нужно взять билеты и разделить их на три части. На те, которые Вы знаете элементарно (подготовка к ним займет ½ часа), второй блок – средние, тот материал, в котором есть какие-то «темные места» и третий блок – совсем трудное. Начинать надо с середины, со второго блока, который с одной стороны  не слишком сложный, с другой стороны, в нем  нужно еще дочитать. Потому, что это рождает уверенность, для того, чтобы легче было взаимодействовать с третьим блоком - самым сложным.

-  Чтобы справится с материалом, его нужно систематизировать, разбить на те же 3 части: 1 – самое легкое, 2 – вопросы, которые как бы надо проработать, 3 -  вообще «темный лес» Материал страшен, пока в нем нет никакой системы.

-  Меняйте тип деятельности – не сидите за учебниками часами напролет- погуляйте, поспите, грядки покопайте.

-  Если Вы волнуетесь, думаете, что ничего не знаете – начните успокаивать других. Это успокоит и Вас.

-  Если человек, искренне умеет сказать себе: «мне это интересно», «да, это надо, это большой объем материала, но мне это интересно». То всегда будет попадаться билет, который интересен. Это общий поток интереса к учебе. Если мы настраиваем себя на интерес, нам начинает везти. Поскольку, можно найти массу способов вытащить интересный билет, все направление мышления освещено неким интересом.

-  Никогда не пейте валерианку или какие-либо успокоительные средства перед экзаменом. Если Вы искренне волнуетесь, то стресс всегда находит свое решение. Во время стресса могут открыться сверхчеловеческие способности. А  вот успокоительные препараты всегда действуют однобоко, экзаменатор не должен видеть Ваше равнодушие к экзамену.

-  Приходя на экзамен, постарайтесь почувствовать, что преподаватель, принимающий экзамен, тоже человек. В результате этого, Вы понимаете правила взаимодействия преподавателя как с людьми. Что влечет за собой состояния спокойствия.

-  Никогда не молчите. Что бы Вам не сказали, о чем бы Вас не спросили. Немедленная реакция – какая-нибудь речь, говорите и говорите во чтобы ни стало. Говорите, как можно быстрее. Чем быстрее Вы говорите, тем экзаменатору труднее Вас понять. Быстрота косвенно свидетельствует об уверенном ответе. Вы, как бы должны произвести чувство уверенности. Говорить нужно как можно более многозначительно. Более того, любой спор, любая дискуссия с преподавателем, она полезна, потому что свидетельствует опять же о Вашем интересе к предмету, а Ваш интерес – это наличие собственной точки зрения. Это создает атмосферу равноправия. А равному себе, обычно трудно, поставить какую-нибудь удовлетворительную оценку.

Успехов на экзаменах!

 

Использованный  материал:  радиоэфир «Психология экзамена»  Данилина Александра Геннадиевича,  который является ведущим радиопрограммы «Серебряные нити» — передачи на «Радио России» о человеческой душе во всех ее проявлениях.

Сайт передачи: http://serebniti.ru/